Производство строительных материалов относят к самым затратным категориям производства. Расход топливно-энергетических ресурсов, в данной отрасли, составил около 20% объема всех затрат. Кроме того, этот вид деятельности является наиболее трудоемким, в сравнении с другими отраслями экономики России. Так, объем грузовых перевозок строительных материалов, по всем видам транспорта составил около 25%.
К основным факторам, которые определили положительную динамику развития российского рынка строительных материалов, можно отнести и увеличение домостроительства, и рост инвестиций в основной капитал, повышение платежеспособности строительных фирм и населения, а также политика кредитования.
Российский рынок строительных материалов можно поставить в аналогию с сельскохозяйственным рынком, которому присущая ярко выраженная сезонность. Рост спроса на строительные материалы припадает на весенне-летний сезон. Основными потребителями рынка стройматериалов являются крупные строительные корпорации, доля потребления которых составила порядка 60%. Остальная доля разделена между множеством мелкими строительно-ремонтными бригадами и другими частными потребителями. 80% всех строительных работ, а соответственно и потребления строительных материалов припадает на жилищное строительство. В принципе, сейчас можно говорить о том, что большая часть рынка стройматериалов, вышла на докризисный уровень в конце 2011 года. 2012 год характеризуется стабильным ростом производства по основным сегментам строительных материалов.
Несмотря на реабилитацию рынка строительных материалов, многие сегменты рынка так и не дошли до кризового уровня. На сегодняшний день по рынку строительных материалов достаточной насыщенности не наблюдается. В первую очередь, это связывается с высокой степенно износа оборудования в российских производителей, которое достигло порядка 50%, что в свою очередь влияет на себестоимость продукции и его количество.
Тем не менее, свою долю рынка заняли именно товары российского производства. Такие строительные товары, как кирпич, бетон, цемент пользуются большим спросом:
Кирпич
Самыми крупными производителями кирпича являются такие заводы – Казанский, Ковровский, Колпинский, Борский, Ревдинский, Чапаевский. Рынок производителей кирпича, по федеральных округах, сформировался таким образом,— Центральный (30,2% всего рынка), Приволжский (28,2%), Южный (18,4%), Сибирский (10,1%), Уральский (6,6%).
Цемент
В России более 50 предприятий, как крупные, так и средние, которые являются основными производителями цемента. Львиная доля этих производителей входит в состав крупных российских холдингов, таких как «Евроцемент» и «Сибцемент», и иностранных – «Гейдельберг», «Холсим», «Лафарж». Также есть предприятия, которые работают самостоятельно. К ним относятся «Новоросцемент» и «Мордовцемент».
По федеральным округам рынок цементы выглядит следующим образом – Центральный 25% всего объема производства цемента в России, Южный (21,1%), Приволжский (19,9%), Сибирский (13,6%), Уральский (10,6%). На Северо-Западный приходится 5,2%, Дальневосточный – 3,6%.
Теплоизоляционные материалы
С нестабильным состоянием цен, связанные с энергопотреблением, заставляет потребителей все шире прибегать к использованию теплоизоляционных материалов, что в свою очередь и обуславливает активное развитие теплоизоляционных материалов в России. Пока доля производства таких материалов остается за зарубежными компаниями, работающие в России. Это такие основные производители, как «URALITAGROUP», «KNAUFInsulation», «ROCKWOOL», «Saint–Gobain». Наиболее крупные отечественные производители — «ТехноНИКОЛЬ», «Минплита», «Пеноплэкс».
Под итожим. Цены на строительные материалы, зачастую, определены состоянием инфраструктуры регионов, которая не улучшается, и как следствие, постоянный рост цен на продукцию. Первое, что обуславливает подобную динамику, это транспортные расходы, которые составляют около 10% всех расходов и которые, при поставке на большие расстояния, увеличиваются до 50%. Вторе, это неравномерность в размещении производственных мощностей по регионам России. И как результат, мы видим большую региональную разницу цен.